VII Всероссийская научно-теоретическая конференция "Модели и моделирование в методике обучения физике"

VIII Всероссийская научно-теоретическая конференция
"Модели и моделирование в методике обучения физике".

Конференция посвящается
90-летию нашего земляка
В.Г. Разумовского

Уважаемые коллеги!

Вятский государственный университет и Кировский Центр дополнительного образования одаренных школьников приглашают Вас принять участие в работе VIII Всероссийской научно-практической конференции «Модели и моделирование в методике обучения физике», которая состоится 8 ноября 2019 года.

Оргкомитет конференции: член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор Ю.А. Сауров (председатель), кандидат педагогических наук, доцент К.А. Коханов (зам. председателя), старший научный сотрудник Г.Г. Никифоров (Москва), доктор педагогических наук Р.В. Майер (Глазов), доктор педагогических наук О.В. Коршунова (Киров), кандидат педагогических наук, доцент Е.И. Вараксина (Глазов), кандидат педагогических наук, доцент Ю.В. Иванов (Глазов), кандидат педагогических наук О.Л. Лежепекова (Киров, учитель физики), аспирант А.П. Сорокин (Киров, учитель физики), кандидат педагогических наук М.П. Уварова (ученый секретарь).

На конференции планируется работа по следующим направлениям:

Программа конференции

Работа конференции планируется в конференц-зале Центра дополнительного образования одаренных школьников по адресу: Киров, ул. Октябрьский проспект, 87а. Кроме пленарного заседания и работы секции будут организованы выставка новых публикаций по теме конференции, знакомство с ЦДООШ.

Работа конференции (8 ноября 2019 г.):

Проведение конференции планируется как инициативное научное мероприятие. Организационного взноса не требуется.

При необходимости участникам предоставляются места в расположенной в здании ЦДООШ гостинице «Молодёжная» (стоимость проживания уточняется отдельно).

Вызов на конференцию при необходимости будет отправлен по электронной почте не позднее 1 ноября 2019 г.; для планирования поселения и работы желательно подтверждение приезда.

Информационное письмо

Регистрация для участия в конференции

Заявки для участия в работе конференции и материалы докладов принимаются лишь до 10 октября 2019 года. В заявке должны быть указаны: полностью ФИО, место работы и должность, ученая степень и звание, адрес для сообщения по электронной почте.

Материалы доклада и информация об авторе должна быть представлена по электронной почте по адресам: kokhanovka@mail.ru или saurov-ya@yandex.ru.
К началу работы конференции материалы будут изданы.

Для резервирования места на конференции пройдите регистрацию. Обращаем внимание, что количество мест в конференц-зале ЦДООШ ограничено.



Оформление материалов доклада

При подготовке издания оргкомитет оставляет за собой право минимально необходимого редактирования материалов. Их объем в любом случае не должен превышать 5 стр. стандартного формата (поля: слева, справа, сверху и снизу по 2 см) через 1 интервал компьютерного набора размера 14 (на страницу ориентировочно 40 строк по 60 знаков).

Оргкомитет обращает внимание возможных участников конференции на соблюдение ее тематики. Ниже с учетом результатов предыдущих конференций приведены возможные проблемы для обсуждения.

Контакты организаторов конференции

Телефоны для справок:
+79617479891 (Константин Анатольевич Коханов),
+79229124387 (Уварова Марина Павловна).

Электронная почта:
kokhanovka@mail.ru, mpozolotina@mail.ru и saurov-ya@yandex.ru.

Актуальные проблемы для изучения

Науковедение. Каков вклад конкретных ученых (научных школ) в разработку науковедческих (методологических) вопросов методики обучения физике?
Какие методические системы используются в методике обучения физике как модели? Для чего и как они строятся? Какие явления (процессы) изучает методика обучения физике? Каковы модели этих явлений? Какие средства описания деятельности используются в методике обучения физике? Как они согласуются между собой? Какие закономерности используются в методике обучения физике? Каковы тенденции развития методики обучения физике как науки? Каково содержание методологии методики обучения физике?

Содержание физического образования. Какие модели физических объектов и физических явлений изучаются (должны изучаться) в школьном курсе физики и востребованы ФГОС? Каково содержание модели «Современная физическая картина мира»? Какие модели взаимодействия (и как эффективно) изучаются в школе? Границы применимости каких моделей нужно изучать в школе? Стоит ли школьников знакомить со структурой физических знаний? Как в современных учебниках представлен модельный подход в описании явлений? Каковы приемы работы с моделями?

Процессы обучения физике. Какие представления о моделях (и моделировании) хорошо формируются у школьников? Как следует формировать умения моделировать при решении задач, проведении физического эксперимента? С какими методологическими знаниями следует знакомить школьников? Как формируются у школьников черты современного стиля мышления? Каковы возможности (приемы) компьютерного (математического) моделирования на уроках физики? Каковы причины затруднений школьников при изучении моделей (конкретных по темам…)?

Из истории конференции

Конференции по названной научно-методической проблеме проводились семь раз (1997, 2000, 2004, 2007, 2010, 2013, 2016). Представлены и прослушаны десятки докладов докторов наук, профессоров по принципиальным проблемам. Приведем несколько наиболее характерных докладов.

1997:
  1. Разумовский В. Г. Обучение физике и научное познание.
  2. Мултановский В. В. Физическая картина мира как модель.
  3. Сауров Ю. А. Проблема закономерностей в методике обучения физике.
  4. Нурминский И. И. Модели объектов и явлений природы как объект изучения в школьном курсе физики.
  5. Майер Р. В. Моделирование деятельности учащегося при проведении физического эксперимента.
2000:
  1. Майер Р. В. Методика использования физических фактов для обоснования теоретических положений.
  2. Никитин А. А. Моделирование – метод изучения физики.
  3. Вайзер Г. А. Моделирование решения качественных задач.
  4. Сауров Ю. А. Дидактический смысл и функции моделей уроков.
  5. Пустильник И. Г. Объект познания и модели учебного процесса.
  6. Коханов К. А. Учебное моделирование как действия, операции и деятельность.
2004:
  1. Разумовский В. Г. Научный метод познания и эксперимент в обучении физике.
  2. Исупов М. В. Модели и моделирование при решении качественных физических задач.
  3. Майер В. В. Научное познание в учебном физическом эксперименте.
  4. Сауров Ю. А. О программе исследования методических моделей в методике обучения физике.
  5. Коханов К. А. Модели в учебном физическом эксперименте.
2007:
  1. Сауров Ю. А. О природе и процедурах физического мышления.
  2. Майер Р. В. Метод компьютерного моделирования при изучении физических явлений.
  3. Лебедев Я. Д. Вопросы эпистемологии в методике обучения физике.
  4. Крестников С. А. Система истории методики обучения физике как дидактическая модель.
2010:
  1. Разумовский В. Г. Модельные гипотезы в научных исследованиях и в обучении физике.
  2. Гребенев И. В., Лебедева О. В. Моделирование учебного процесса для организации исследовательского обучения физике.
  3. Сауров Ю. А. Методическая деятельность с моделями объектов и явлений.
  4. Нурминский И. И. Методология познания как элемент физического образования.
  5. Зиновьев А. А. Использование моделей при решении задач по физике.
2013:
  1. Гребенев И. В. О предмете и метапредметности, или научная идея моделирования учебного процесса.
  2. Майер В. В., Вараксина Е. И. Дидактическая модель развития физического мышления при введении понятия ЭДС индукции.
  3. Сауров Ю. А. О смыслах моделирования в обучении физике.
  4. Коханов К. А. Проблема согласования коллективной и индивидуальной учебной деятельности при обучении физике.
  5. Иванов Ю. В. Использование различных моделей объектов и явлений при обучении физике.
2016:
  1. Вараксина Е.И., Майер В.В. Модель ученического проекта по экспериментальному обоснованию правила Ленца.
  2. Коршунова О.В. Модель метапредметности в обучении физике.
  3. Бакулин В.Н. Математические и компьютерные модели в обучении физике.